Администрация Селявинского сельского поселения Лискинского муниципального района Воронежской области

Официальный сайт


СТАРИННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Интересно узнать каким был народный костюм сто, двести лет назад. Каким видели его современники.

Воронежскую область отличает необычайное многообразие народного костюма. Иногда даже в пределах одного села можно встретить разные комплекты традиционной одежды. Такое разнообразие связано с тем, что с XVI века воронежские земли стали заселяться выходцами из различных мест России и Украины, в их образе жизни, одежде долгое время сохранялись самобытные черты. Так в селе Селявное – 1 Лискинского района Воронежской области живут выходцы с Украины.

Народным костюмом в селе считались: юбка плиссированная, вышитая кофта, корсет, фартук, венок.

Большое символическое значение в структуре костюма имели прически. «Девичья коса – всему миру краса» - говорилось в народе. До замужества в будни девушки чаще всего заплетали волосы в одну косу в три пряди, спускающуюся на спину, и вплетали в нее тряпочки или простые ленты. В праздничные дни в косу вплетали яркую шелковую ленту. Отрезать косу у девушки означало обесчестить ее. Замужние крестьянки в отличие от девиц обычно заплетали волосы в две косы и закручивали узлом на затылке.

Девичьи головные уборы представляли собой венок из цветов, веточек, которые скреплялись на затылке атласными разноцветными лентами. Женщины же носили платки, сложенные на «уголок» по диагонали с повязанными под подбородком концами. В зимнее холодное время пользовались большими шалями.

Основной частью костюма крестьянок была длинная льняная рубаха. Рубахи шили длинными. Праздничная рубаха с длинными рукавами, собиравшимися у запястья красивыми складками, собранными в вышитый манжет. Сами рукава украшены вышивками. Понизу рубаха так же украшена вышивками черно – красного цвета, что обозначало: черный цвет – Черноземье, красный – плодородие.

Следующей частью костюма была юбка. Край подола юбки обычно украшали лентами в два ряда. Юбка была плисерованная или же в складку.

Поверх надевали передник, который предохранял одежду от загрязнения. Служил дополнительным украшением праздничного наряда, предавал ему законченный и монументальный вид. Покрой передников был прямым. Передники также украшали вышивками и лентами.

Поверх рубахи, юбки и передника надевали наплечную одежду – корсет. Корсет – это длинный жилет, который шили приталенным со складками на спине. Обычно корсет изготовляли из бархата, парчи, расшитого золотыми нитками. Зачастую для отделки использовали бахрому, бисер.

Разноцветные дутые стеклянные бусы, бисерные, жемчужные ожерелья использовались как шейные украшения.

Праздничной обувью русских крестьянок были массивные кожаные туфли. Их закрепляли на ноге шнурками. Туфли одевали на белые вязаные чулки.

Деревенские щеголихи по праздникам ходили в кожаных сапогах с тупыми носами, с высокими голенищами, собранные в мелкие поперечные складки – «морщины».

Самой удобной, но весьма дорогой зимней обувью были валяные сапоги – валенки. Самыми престижными считались черные чесанки – мягкие валенки с начесом из тонковолокнистой поярковой шерсти. Крестьяне победней носили твердые и гладкие грубошерстные валенки.

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

Одним из наиболее ярких и значимых событий в жизни человека является свадьба. В каждом селе Воронежской области она имеет свои индивидуальные черты, свой комплекс обрядовых действий. Наши предки создавали семью раз и навсегда. Естественно, что подходили к этому с огромной ответственностью: в выборе невесты или жениха, в подготовке к свадьбе участвовали почти все родственники. При этом заветы пращуров старались свято соблюсти, ибо считали: венчают в одночасье, а повенчаны – на все горе, на все счастье.

В отличие от других празднеств, свадьбу играли принародно. Вот почему с момента решения выдать дочь замуж или сына женить, до момента провода новобрачных в опочивальню, важно было соблюсти весь обряд. При этом большое значение придавали приметам: когда лучше всего играть свадьбу, чего избегать, чтобы не навредить молодым, как уберечь их от недоброго взгляда, злых намерений и т.д.

Время свадеб – в прежние времена вопрос этот не был праздным, поскольку от него зависело счастье семьи. Чаще всего свадьбы играли зимой, в период между двумя зимними постами – от Святок до Масляной недели. Любил народ весенние свадьбы, которые устраивались после Пасхи. И, конечно, редко кто мог устоять перед роскошью изобильных осенних свадебных застолий.

В народе говорили: «Выбирай сваху, а не невесту». Классическая русская сваха – это бойкая, лукавая вдова, говорящая скороговоркой, знающая массу пословиц и прибауток. Но самое главное, она располагала сведениями, какое приданое дается за той или иной девушкой и в чем оно состоит – в платьях, деньгах или поместьях. У каждой порядочной свахи была своя «агентура»: гадалки, приживалки, прислуга, лавочники, сапожники, дворники и даже квартальный. Вся собранная информация, в том числе сведения о красоте и нравы невесты, представлялась семье жениха. Если эти сведения удовлетворяли, женщина отправлялась на сватовство.

Во время разговора в доме невесты сваха становилась серьезной и деловитой – вопрос о свадьбе решали напрямик, не прибегая ни к каким иносказаниям и аллегориям. При положительном решении сваха вместе с родителями трижды обходила вокруг стола, крестились на образа и, расставаясь, сразу же договаривались о смотринах: «Чего тут калякать? Давайте свадьбу стряпать!»

Смотрины начинались через неделю. Жених с родителями и свахой приезжали в дом невесты, причем не самым коротким, путем, зачастую окружным путем, по обычаю запутывая дело. Смотрины иногда растягивались на неделю. Причиной тому, как правило, были споры о размере приданного.

После смотрин происходил сговор, который называли так же рукобитьем, а позднее – помолвкой. После нее не заключение брака считалось делом не мыслимым, помешать свадьбе могли только чрезвычайные обстоятельства – война, смерть, стихийное бедствие.

День для сговора назначался родителями невесты. Именно к ним в дом приезжали родители жениха, виновник торжества и близкие родственники. По обычаю обе семьи несколько минут сидели молча. Затем отец жениха говорил о причине приезда, а родители невесты отвечали, что рады их приезду. На сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-либо из ее родственниц или близких подруг приносил от ее имени родне жениха подарки.

Существовал такой обычай: в день сговора жених дарил невесте кольцо с камнем, драгоценным или полудрагоценным в зависимости от состояния помолвленных. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте родительских икон, которые она увозила в дом жениха вместе с приданным.

Слово «свадьба» пришло в наш язык из латинского и переводится, как церемониал, посвященный богине брака Сауде. Однако в России свадьба имеет свои особенности. В день свадьбы жених не имел права видеть невесту до венчания. Однако он посылал ей шкатулку, в которой были фата, искусственные цветы, венчальные свечи, обручальные кольца, духи, булавки.

Дружка должен был быть опоясан полотенцем. На всех друзьях жениха должны быть обязательно пояса. С собой было принято привозить пироги, сладости и пиво.

Обычай загораживать дорогу свадьбе не относится к традиционным обрядам. У дверей невестиного дома так же принято просить выкуп. Однако невеста в доме должна была спрятаться где-нибудь в укромном месте. Вовсе не потому, что сильно волнуется или хочет получить выкуп. Раньше делалось это для того, что бы она смогла ущипнуть своего единственного, дернуть его за волосы или плеснуть в лицо ледяной водой. Сумеет, значит, в семье будет главной именно она.

После встречи невесты с женихом их ставили на колени на чистую разостланную на полу скатерть, склоняли их головы и благословляли.

После венчания благословляли родители жениха. Отец жениха держал образ, мать – хлеб – соль. Молодожены кланялись и трижды целовали отца и мать.

Свадебный костюм.jpg   

Свадебный костюм

ИГРЫ

Игра «Ручеек»

В этой игре могут участвовать как мальчики, так и девочки, как мужчины, так и женщины. Количество человек не ограничено.

Участники становятся по парам. Взявшись за руки, они образуют «свод» (ручеек).

Один из участников игры остается без партнера. Его он выбирает из играющих – проходит в конец выстроившихся пар, берет игрока за руку, проходит с ним через «ручеек» и становится впереди него. Оставшийся без пары, таким же образом выбирает себе партнера.

Игра проходит под веселые песни, шутки – прибаутки, которые знают все участники.

Игра Ручеек.png

Игра «Третий лишний»

Эта игра распространена не только среди детей, но и среди молодежи. Количество участников от 8 до 40 человек. Играющие становятся по кругу парами, лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой – позади него. Расстояние между парами 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется) убегающего, то они меняются ролями.

Игра «Веревочка»

Двое взявшись за концы веревочки, проворно ее крутят. В это время искусные попрыгуньи перепрыгивают через веревочку и продолжают прыгать, пока не заденут ногой.

Игра «Кошки – мышки»

Все играющие, носящие название мышек, берутся за руки и образуют круг. Но один из них называется мышкой, а другой кошкой, которая, стараясь поймать мышку, бегает за ней вне круга, а мышка внутри круга. Составляющие круг обязаны не пропускать кота. Если же какая-нибудь пара пропустила его, то она занимает место мышки и кошки; с них берутся тогда фанты, а прежние мышка и кошка становятся в круг играющих. Набранные фанты потом разыгрываются.


Дата создания: 05.04.2012 10:54

Дата последнего изменения: 05.04.2012 10:56

На главную страницу